В Лицейском театре вновь премьера. Комедия с подтекстом
Рэй Куни написал «Смешные деньги» как классическую комедию положений, но режиссёр Сергей Тимофеев вложил в неё собственное видение.
Пьесы англичанина Рэя Куни знают даже те, кто не помнит его имени. Но если назвать «Папа в паутине», «№13» («Тело, дело и любовь), «Чисто семейное дело» («Клинический случай») – многие скажут: «А, так это он написал!».
Драматург, режиссёр, актёр – всё это Рэй Куни, которого называют лучшим комедиографом как минимум ХХ века.
Коммерческий успех
Его пьесы охотно ставят во множестве театров, в том числе и российских, в Омске также с успехом идут вышеназванные постановки. Рэя Куни ещё называют коммерческим режиссёром – он создавал такие пьесы, которые просто обязаны быть смешными и, следовательно, приносящими прибыль.
Давно замечена тенденция: люди всё меньше хотят в театре сострадать и сопереживать, а всё больше от души посмеяться и забыть о собственных проблемах. Пьесы Куни для этого отлично подходят, и одну из них — «Смешные деньги» — представили в Лицейском театре в минувшие выходные.
Казалось бы, обычная семья: жена ждёт мужа с работы, к ним вот-вот придут друзья на ужин по поводу дня рождения главы семейства, но на него вдруг сваливается сумасшедшая сумма – почти 2 миллиона фунтов стерлингов.
Хотя умом каждый из героев понимает, что «халява» никого ещё до добра не доводила, отказаться от денег не может ни один из участников этого театра абсурда. Как и должно быть в комедии положений, каждый несколько раз окажется не тем, кто он есть на самом деле, все будут выкручиваться, чтобы сохранить свалившиеся с неба богатство даже под угрозой возможного их убийства.
В итоге деньги останутся, но их придётся разделить уже не на двоих и даже не на четверых, а как минимум на шестерых. И не догонит ли всех этих аферистов настоящий хозяин чемоданчика с деньгами – это ещё большой вопрос….
Для молодых актёров
Спектакль, безусловно, удался. И хотя заняты в нём по большей части молодые артисты труппы, играют они великолепно. Да, на первых показах было заметно, как ребята волновались, как нервничали, когда реакция зрительного зала не совпадала с их ожиданиями, но всё это со временем пройдёт, а спектакль останется. Блестящий, яркий, по-настоящему смешной.
Худрук театра и режиссёр постановки Сергей Тимофеев рассказал корреспонденту omsk.aif.ru, что выбор пал на эту пьесу, потому что надо было ввести в репертуар спектакль, где были бы заняты молодые артисты, пришедшие в 2016 году. И он это сделал: с учётом двух составов, в «Смешных деньгах» играют новички Дарья Шпынова, Анастасия Семёнова, Агван Наджарян, Станислав Величко. Но, конечно, есть и «старички» — это Александр Боткин, Евгений Трубкин, Дарья Мегдан и Игорь Коротаев.
«Это лишь кажется, что пьеса лёгкая, — она невероятно сложная и требует филигранной работы, актерской техники, характера, — поделился Сергей Тимофеев. – Для молодых актёров это тренинг, бесценный опыт. В театральном учебном заведении начинают с водевиля, фарса, а потом только переходят к драме и трагедии. Наш спектакль — это учебная работа, и мы рассчитываем на длинный путь».
Задумаются ли?
Что важно, Сергей Тимофеев привнёс в классическую комедию свой глубинный смысл:
«Эта пьеса мне показалась наиболее любопытной и наиболее близкой к сегодняшним проблемам, — говорит режиссёр. — Это проблема нечестных, случайных, криминальных денег, которые никогда не служат добру и позитиву».
По словам худрука театра, он за то, чтобы в зале стоят смех все два часа, пока идёт спектакль. Но важно, чтобы выходя из зрительного зала люди всё-таки задумались и примерили ситуацию на себя: а что бы они сделали, свались на них такое богатство?
Ольга Коробова
«АиФ» в Омске, 3 апреля 2017 г.