Мужчина, бойся, тебя ждут дома: беседы о героиновой любви
Открытый показ спектакля «Равнодушный красавец» перетек в обсуждение пьесы с омскими психологами, психиатрами и актерами.
Лицейский театр представил омичам спектакль по одноименному произведению Жана Кокто в декабре 2015 года. Спустя год, в преддверии Дня всех влюбленных, видение режиссера Лилианны Белявской было решено вынести на общественный суд. Для всех, кто согласился открыто поговорить о любви, вход в театр был бесплатным.
Сразу отметим, что пьеса посвящена Эдит Пиаф и ее болезненной сердечной истории. У Жана Кокто женская истерика осталась безответной. Спектакль же включил в себя и мужской монолог из произведения Джером Килти «Милый лжец» об еще одной яркой фигуре — Бернарде Шоу. Впрочем, вопрос насколько оправдан внезапно пролившийся мужской голос остался открытым.
Сократить пятидесятиминутный спектакль до сложенного в слова смысла возможным не представляется. А потому остается только поаплодировать хореографу, им выступила Ирина Горэ, и режиссеру. Невербальная сторона — сильнейший аргумент в пользу постановки. Движения актеров рассказывают даже больше, чем хотелось бы услышать. Больно, нервно, звонко и очень точно.
Любящая женщина, запертая в собственном ожидании, — страшный зверь. А женщина, знающая, с кем коротает вечер возлюбленный, — зверь, пожирающий как партнера, так и себя. Себя, пожалуй, в первую очередь.
«Настоящая любовь, как правило, разрушительна. Но если вы сводите отношения к рынку, мыслите категориями «ты — мне, я — тебе», то завидую вам. Это означает, что вы никогда не любили. Все впереди, — парировал возмущенные высказывания из зала доктор психологических наук, профессор Дмитрий Четвериков, после того как спектакль завершился. — Героиня любит. А любовь — это наркомания. Она не может перестать ждать, надеяться, унижаться. И она не может замолчать».
В ходе обсуждения зрители и актеры все больше транслировали мысль, что показанная на сцене драма рассказывает о конце отношений. И это, конечно, было бы хорошо. «Иначе героиня умрет от рака, а герой — от сердечного приступа», — заключили студенты психфака.
Впрочем, как заверил Четвериков, длиться такие «наркоманские» отношения могут десятилетиями.
«Пожалуй, подобные эмоции стоит пережить, чтобы разбиться и восстать вновь, переродиться и войти в новую жизнь», — заключила актриса Дарья Оклей, после чего публика стала медленно удаляться.
Послевкусие от спектакля болезненно жгучее, но, несмотря на это, к просмотру постановка рекомендуется. В частности, любителям делить мир на черное и белое, а еще людям, что искренне верят, будто их вторая половина мирно спит и в пустой кровати.
Катерина Иванова
Онлайн-журнал «Класс», 6 февраля 2017 г.
http://newsomsk.ru/class/news/52699-mujchina_boysya_tebya_jdut_doma_besed_o_geroinovoy/