Пора подумать об изменчивом космосе
В Лицейском театре состоялась премьера спектакля «Иллюзии» по пьесе современного российского драматурга Ивана Вырыпаева.
Сюжет постановки строится вокруг двух пожилых супружеских пар: Денни с Сандрой и Альберта с Маргарет. Спектакль состоит из диалогов и монологов, которые ведут главные герои. Они рассуждают о любви, о смерти, о верности и предательстве, о сущности и смысле жизни. Время от времени старики возвращаются мыслями в прошлое и вспоминают о значимых для себя моментах.
Над постановкой работала юный режиссер Евгения Мальгавко, для которой «Иллюзии» стали первым крупным театральным проектом. «Мне интересны пьесы Ивана Вырыпаева, его подход к театру. Думаю, именно поэтому я решила выбрать для постановки именно этот материал. В пьесах Вырыпаева мало действия, в основном превалирует текст. Но когда я читала «Иллюзии», у меня в голове складывались сцены, как можно интересно обставить тот или иной диалог», — рассказала режиссер.
Совсем недавно в омском «Пятом театре» тоже поставили пьесу Вырыпаева — «Пьяные». Есть и еще одно любопытное совпадение. Примерно в одно и то же время с «Иллюзиями» в Лицейском театре появился спектакль «Канкун» по пьесе современного испанского драматурга Жорди Гальсерана. В нем также присутствует всего четыре персонажа, и действие развивается вокруг двух супружеских пар. Герои также рассуждают о семейных ценностях, о любви, о смысле жизни и случайностях, которые могут изменить нашу судьбу. Правда, атмосфера в этих постановках совершенно разная. «Канкун» более тревожен, фантасмагоричен, в нем есть фантастический элемент. «Иллюзии», несмотря на название, более реалистичны, в них много сцен из обыденной, повседневной жизни. Единственный фантастический эпизод «Иллюзий» связан с НЛО, которое якобы видит в детстве один из героев.
— Для меня этот спектакль о том, как важно найти свою дорогу, своего человека в этой беспрестанно меняющейся жизни. Ведь непонятно, кто управляет всем этим – Бог, какие-то другие силы или сам человек. Поэтому так необходимо найти какую-то опору внутри самого себя, — поделилась Евгения Мальгавко.
Действительно, при просмотре спектакля ясно улавливаешь посыл и драматурга, и режиссера. «Иллюзии» повествуют об относительности, о зыбкости всего, что происходит в мире, а также в сердцах и умах людей. Эта постановка также о том, что одно явление или одна фраза способны запустить неожиданную цепочку событий. О том, что потемками можно назвать не только чужую душу, но и свою. Не зря на протяжении всего спектакля рефреном звучит фраза «Ведь должно же быть хоть какое-то постоянство в этом изменчивом космосе?».
Несмотря на то, что герои «Иллюзий» глубокие старики, в омском спектакле их исполняют совершенно юные актеры. Каждый из них играет своего персонажа в разных возрастах, так как герои иногда мысленно возвращаются в свою молодость. По словам режиссера, такая идея была уже заложена в самой пьесе Вырыпаева. «Данная условность дает актерам бОльшую свободу для личного творчества. Тем более в этой постановке важна не столько форма, сколько содержание», — пояснила Евгения Мольгавко.
Кстати, разные театры по-своему осмысляют этот момент. Например, в петербургском театре «Приют комедианта» в «Иллюзиях» роли исполняют актеры среднего возраста.
Эта пьеса Ивана Вырыпаева, написанная в 2011-м году, уже неоднократно ставилась в России, а также за рубежом — в Германии, Польше и США. Судя по всему, режиссеров привлекает оригинальный сюжет, интересные диалоги и юмор этого произведения. Без юмора и иронии признания героев звучали бы слишком высокопарно и неестественно. Интересно, что при просмотре омского спектакля создается впечатление, что Евгения Мальгавко добавила в постановку еще больше комичных сцен. В итоге получился любопытный эффект: комизм, иногда доходящий до абсурда, перемежается с искренними и проникновенными моментами. Это позволяет удивлять, иногда даже шокировать зрителя, и тем самым удерживать его интерес на протяжении всей постановки.
Длится спектакль чуть больше часа, но оставляет после себя сильное впечатление. Пусть многие идеи, о которых говорит Вырыпаев, и банальны, но поданы они так, что невольно возвращаешься к ним и после окончания постановки.
Екаткрина Шишикина
«Ваш Ореол», №3 / 17 января 2018 г.