Испанская иллюзия
Педро Кальдерон «Дама Привидение». Сон с одним антрактом на сцене Муниципального лицейского театра. Постановка Вадима Решетникова.
Те, кто придет на этот спектакль в ожидании чего-то мистического, вероятно, будут несколько удивлены прежде всего началом спектакля: веселая, при этом таинственно-завораживающая музыка и танцы гурий перенесут вас в Мадрид семнадцатого века. Там и произошла эта история, которую с подачи талантливого пера Педро Кальдерона поведал Муниципальный лицейский театр. Нужно сказать, что «лицеисты» во главе с режиссером-постановщиком Вадимом Решетниковым поставили свой спектакль, несколько отличный от пьесы-оригинала «Дама-невидимка». Главное отличие прежде всего в том, что в пьесу вставлены стихи Бальмонта. Пьеса написана в 1629 году, во время господства барокко. Отсюда и насыщенность, и праздник спектакля. Любовь, честь и тайна — ключевые слова для
того времени. И они были воплощены благодаря хорошей талантливой постановке и игре актеров. Интересной задумкой режиссера является танец гурий, вещающий о смене сцен. Они как бы переносят нас в Испанию того времени.
Фабула спектакля такова: Дон Мануэль со своим слугой Косме приезжают в Мадрид, где на площади скрывающаяся красавица Анхела просит задержать преследующего ее Луиса. По ее мнению, если брат узнает ее, он не простит ей позора, который постигнет их семью (так как вдова не должна разгуливать и веселиться в городе). Косме и Мануэль не могут остаться равнодушными к просьбе женщины и пытаются задержать Луиса, в результате чего возникает дуэль. Подоспевший на площадь Хуан узнает своего друга Мануэля и своего брата и приглашает гостя остановиться у него. Анхела, плененная благородством гостя, решается на тайные свидания с ним, благодаря потайной двери между смежными комнатами и посудному шкафу, закрывающему ее. Исавель, служанка, будучи инициатором этой авантюры, и является главным посредником. Именно она приносит записки в темноте и оставляет их на кровати Мануэля, не забывая при этом подшутить и над Косме (например, подменить деньги в кошельке на угли), чем пугает трусоватого и слишком набожного слугу.
Естественно, никто не верит Косме, ему советуют меньше пить, но в дальнейшем и сам Мануэль убеждается в том, что в комнате бывает женщина, а как она туда попадает, не знает никто. Всё разрешается самым неожиданным образом: на одном из свиданий Луис, ворвавшись в комнату сестры услышал шорохи и заподозрил сестру в неблаговидном поведении, затем ринулся в потайную дверь, где и застал Мануэля и Косме в их комнате. Желая, чтобы честь семьи была не запятнана, Луис начинает еще одну дуэль, в результате которой Мануэль просит руки и сердца Анхелы. Но любовь возникает не только между Анхелой и Мануэлем. Мы можем увидеть и еще одну влюбленную пару: Беатрис и Хуана, которые благодаря суровому решению отца Беатрис отправить ее к сестре, могут теперь более свободно встречаться.
Если говорить о героях, то, на мой взгляд, они получились у «лицеистов» достаточно удачными: влюбленный и рассудительный Хуан у Евгения Бабаша просто великолепен. Молчаливая и пугливая Клара, служанка Беатрис (Наталья Мельникова) и находчивая боевая Исавель (Анастасия Бегунова) очень здорово контрастировали друг с другом. Когда видишь Ольгу Маркину в роли Анхелы, появляется ощущение, что на эту роль приглашена профессиональная актриса. Ее Анхела действительно влюблена и интересуется Мануэлем. Очень хорошо удалось создать образ утонченной кокетливой аристократки и Лидии Заломовой в роли Беатрис. Истинными маврами были Виктор Сурков и Роман Шипицин. Благодаря им и осуществлялись перестановки на сцене. А гурии (Екатерина Козлова и Мария Шпакова) были просто неотразимы. Их пластика и хореографическое мастерство были действительно на высоком уровне.
Недаром слуга и господин обычно похожи. Родриго (Артем Касаткин) был отражением своего хозяина Луиса (Александра Каплина). И соответственно никто не мог сравниться в благородстве с Доном Мануэлем (Вениамином Скосаревым) и с его слугой Косме (Олегом Малицким). Косме как бы разбавлял все ситуации своим комизмом. Именно из уст Косме могла прозвучать фраза о том, что дьявол и женщина — фактически одно и то же, хотя сам в дальнейшем изрек: «Я помню истину одну, что в женском виде, в женском платье, полюбим мы и сатану». При просмотре спектакля у меня сложилось впечатление, что роль Косме написана именно для Олега Малицкого, настолько ему удалось создать типаж и характер этого героя. При этом в жизни Олег производит впечатление благородного и отнюдь не трусоватого молодого человека. Когда я узнала, что Олег учится на филфаке, первая мысль, которая пришла мне в голову — это то, что культура теряет талантливейшего актера. Но тем приятней становится мне, зная, что Олег — студент «моего» университета. Как бальзам на душу — осознание того, что в соседней аудитории занимается творческий человек, знающий цену актерской работе.
Конечно, все закончилось хэппи-эндом. Но в том-то и суть, что это был лишь сон. Сон всех героев. Сон с одним антрактом — именно такой жанр был заявлен в афише. Отыграла музыка, отгремели аплодисменты. Выходишь из зала, и появляется ощущение, что сон окончен, ты проснулся и уже позади прекрасная иллюзия путешествия в Мадрид.
Ирина Кукарская
«Омский университет», №8 / 13 марта 1998 г.