«Вот тут и возникло название: «Лицейский театр»
Последнее время довольно много говорят о Муниципальном Лицейском театре. Но, тем не менее, это все появилось не в последнее время и не так просто, как может показаться на первый взгляд. Мне кажется, нашим читателям было бы интересно узнать побольше об этом театре, и поэтому я побеседовала с директором и одновременно режиссером-постановщиком — заслуженным артистом России В. Решетниковым.
- Вадим Станиславович, скажите, как возникла сама идея театра?
- Незаметно. У меня такое впечатление, что существует достаточно много идей, которые потом как-то реализуются. Они как бы витают в воздухе, потом кто-то это озвучивает — и все. Ну, вот мы взяли – и озвучили. Прошел год, два, три… Идет четвертый… Постепенно я обрастаю единомышленниками. А кто первый сказал «мяу», это в конце концов уже и неважно.
- А как все это связано с лицеем?
- Когда я еще «служил» в Драме, в лицее работала одна моя знакомая, и она попросила пойти туда и что-то там сделать. Но, с моей точки зрения, школьные театральные коллективы очень редко что-то из себя представляют. Вероятно, по той причине, что, как правило, в 99 процентах коллективами руководят люди, никакого отношения к театру не имеющие.
Я пришел туда и через полтора месяца сказал, что я, наверное, уйду, потому что в «труппе» всего 4 человека (4 девочки). Значит, как бы никому это не нужно. Ну, лицей, так сказать, встрепенулся, встряхнулся и выдал аж 7 человек (в том числе трех мальчиков, один из которых, кстати, сейчас учится у Юрия Соломина).
Между прочим, здание, в котором сейчас находится театр, раньше было эстетически образовывающим центром. И вот его отдали лицею в аренду.
Я здесь сезон поработал и подумал: если есть подходящее помещение, то, может, есть смысл попробовать сделать театр. Тут и возникло название — Лицейский. Потом, постепенно нужно было одно, другое, третье… Руководитель на каждую возрастную группу… Музыка… Потом выяснилось, что театр — это целая система, где нужно много всяких специалистов, где у каждого — свое дело.
И тут мы поняли, что в рамках лицея мы уже ничего не решим. Мы обратились в городской отдел народного образования, в департамент культуры, в Первомайскую администрацию. Они решили стать нашими учредителями. Таким вот образом, три с лишним года назад В.П. Рощупкин подписал постановление о создании Лицейского театра на базе «театрального класса», как сказано в этом постановлении, 66-го лицея.
Но устраивать всю эту «заваруху» только из-за одного лицея — слишком дорогое удовольствие. И возникла мысль — сделать не только лицейское, а общегородское явление. Мы вышли на город, потом началась реконструкция. И все, что сейчас есть, — это результат.
— Какие сейчас цели у театра?
— Да все те же. Так и существуют три группы. У каждой — свой режиссер-постановщик,
свой режиссер-педагог. На три группы — концертмейстер, балетмейстер, зав. музыкальной частью, главный художник, художник-декоратор, зав. постановочной частью. Словом, все, что положено в театре. И каждая группа в год должна выпустить спектакль и его же прокатать. Младшая группа сейчас играет «Приключения Лазающего Мышонка», средняя –«Аленький цветочек», старшая – «Давай с тобой поговорим» и «Голый король». Сейчас мы выпускаем «Даму-Привидение» Кальдерона.
То есть, с одной стороны, мы существуем как бы автономно, потому что одно дело — младший возраст, другое — студенты. Поэтому и есть некая замкнутость возраста. Но у каждого есть свои обязанности и права, и каждый по мере своих сил и возможностей таланта что-то такое предъявляет.
За прошедший год мы сыграли 85 спектаклей, которые посмотрели 10 000 зрителей…
Короче, театр живёт. Одна сторона — это зрители и прокат, другая — это то, что мы делаем, в частности, с клубом, — эстетическое образование. Ведь люди в массе своей не знают, что такое театр, почему актер — это профессия. Есть анекдот. Человека спрашивают:
- Где ты работаешь?
- В театре.
- Да я понимаю, вечером ты
играешь, а работаешь-то где?..
А через год, допустим, те люди, которые приходят сюда, даже маленькие, начинают понимать, что театр — это труд, и для того, чтобы зрителю было хорошо, нужны какие-то силы и мучения, и слезы, и время. Речь идет о театре, а не школьной самодеятельности. Там собрались два с половиной раза — и выдали великую трагедию «Гамлет». Это совсем другой способ существования, мы же здесь стараемся, чтобы зрителю было интересно, чтобы люди почувствовали, что это такое. А все вместе — это знание эпохи, это знание автора, это пластика, это вокал, это — просто, элементарно — духовная работа, что, естественно, как-то меняет человека.
- А многие ваши актеры поступают в театральные высшие учебные заведения?
- Ну, вот существуем 3 года. На сегодняшний день из моих актеров в специальных учебных заведениях — уже 4 человека, но это при том, что я все время отговаривал от такого шага. Я не хочу, чтобы они были профессиональными артистами в таком качестве, в каком сейчас это востребовано государством или нашим обществом, ведь чем меньше театр нужен, тем он… больше нужен. Если человек живет и не испытывает никакой потребности в театре, это больной человек, это или совсем безнадежный, или безнадежный благополучно.
- Вы гордитесь своими результатами?
- Да гордиться пока особенно нечем… Это же только начало.
- Но все-таки люди приходят, восхищаются…
- Ну и хорошо, что люди восхищаются. Я больше вижу, чего нету. Если наступит тот кошмарный миг, когда я не то что скажу, а почувствую: «Ну вот, наконец-то, оно и состоялось!» — это будет рассвет заката, потому что, как дело развивается, так и угасает. Вот сейчас мы стоим перед очень важным вопросом: если мы хотим развиваться дальше, нам
нужно всерьез заняться профучебой, чтоб мы могли при нашей молодости, при нашей активности, при нашем хотении еще что-то уметь. И мы очень приветствуем, когда к нам приходят люди, причем, с улицы, из школ, институтов, с заводов и фабрик — откуда угодно. Но необходимо, чтобы каждый человек вносил сюда частичку себя. - А клуб вы как-то выделяете?
— Мы тут каждого человека особо выделяем. Я знаю их всех, кто приходит сюда, в группы или в клуб, я слежу за всеми. И, если я вижу, что кто-то задерживается, это уже особый случай. А клуб сейчас — наша основная забота, потому что это, во-первых, то, что называется «кузницей кадров», а, во-вторых, чем больше будет людей в клубе, тем больше будет наших представителей в школах, колледжах, техникумах, институтах, университетах. Это — как бы наша ниша, и нам очень хочется скорее ее как-то обжить, и мы в этом смысле такие вот алчные.
Р.S. Клуб Лицейского театра приглашает к себе всех старшеклассников и студентов, кому интересен театр и кто хочет побольше и поподробнее узнать о нем изнутри.
Адрес: Красный путь, 18 а (ост. «Ул. Рабиновича»), по вторникам, четвергам, субботам — в 16.00.
С «алчным» Решетниковым беседовала Анна Соколова
«Класс», №4 (35) / февраль 1998 г.