Как для взрослых, только намного лучше!

 

Муниципальный Лицей­ский театр. Е. Шварц. «Го­лый король». Постановка засл. арт. России В. Решет­никова, режиссер-педагог — засл. арт. России В. Канунникова, художник М. Усо­ва, композитор О. Констан­тинов.

Позволю себе слегка пе­рефразировать классика детского театра А. А. Брянцева, дабы «чеканно сфор­мулировать» свое отноше­ние к увиденному. Так вот, новый спектакль рожден­ного год назад (и, кстати, единственного в России) городского Лицейского те­атра «Голый король» по­ставлен как для взрослых, только намного лучше.

То, что делают на сцене молодые актеры-любители, можно назвать упоением, высоким лицедейством во имя радости. «Энергетиче­ский заряд» спектакля мощ­но распространяется по зрительному залу с первых же минут начала действия и уже не отпускает зри­теля до закрытия занавеса, когда логичным завершени­ем выплеска эмоций стано­вятся бурные, искренние и добрые аплодисменты.

Бесспорное попадание те­атра «в яблочко» — репертуарный выбор. И не потому, конечно же, что у бли­стательного         драматурга Евгения Шварца в этом году 100-летний юбилей. «Голый король», написанный в середине «развесёлых» 30-х годов и впервые напеча­танный в 1960-м, — выяв­ляет сегодня такую драма­тургическую свежесть, та­кой многозначный подтекст и такой «свежий язык», что нынешние рефлексирующие драматурги могут только локти кусать себе от зависти. Текст Шварца в устах артистов — люби­телей буквально «искрит­ся». И реакция на него со стороны зрителей (а на этот спектакль ходят воис­тину от 7 до 70 лет) да­же более чем адекватна.

Превратить сказку в жизнь и сделать её сегод­няшней — задача  почти сказочная. Но театр спра­вился с ней, добившись ре­зультата изящного, ярко те­атрального и высокохудо­жественного.

Ставшее притчей во язы­цех понятие «художественная самодеятельность» (и мне уже как-то доводилось писать об этом) почему-то воспринимается многими лишь на уровне второго («ударного») слова: само­деятельность. Лицейский театр в очередной раз рас­ставил все точки над «i»: если искусство, которое творится любителями, худо­жественно, — это Искусст­во.

Браво вам, талантливые молодые артисты — лицеис­ты Александр Каплин и Ольга Маркина (о, как волшебна и прекрасна бы­ла сцена первой встречи-влюбленности Принцессы и Свинопаса!), Тимофей Це­ловальников (думаете, это так-то уж просто — сы­грать аж самого Министра нежных чувств?!), Сергей Мартьянов (добрейший иро­ничный Христиан), Марина Отрубенникова (две яркие роли, два Совершенно раз­ных характера — Первой фрейлины и Первой дамы), Василий и Денис Луцак (королевские роли! Отец принцессы и король «го­лый») и все-все остальные, дарящие зрителям празд­ник!

Оригинальная динамич­ная музыка (в «гладковских» традициях), органич­но сопровождающая весь спектакль, — так же, как и сама сказка, одновре­менно и «сказочна», и со­временна. И вот разве что чуть-чуть облегченным по­казался финал. Финал с за­жигательным, искрометным танцем всех персонажей. Это было, конечно же, очень эффектно и теат­рально, но как-то… незамысловато. Незамыслова­то для очень и очень «за­мысловатой» сказки, и по сей день рождающей так много эмоций и ассоциа­ций. И, уже уходя после закрытия занавеса из «наэлектризовано-счастливо­го» зала, почему-то каза­лось, что вот  сейчас выбе­жит на сцену маленький мальчик и громко и весело крикнет: «Эй, куда  вы? Не уходите, оставайтесь в те­атре! Потому что там, ку­да вы уходите, — много голых королей! Оставай­тесь! Ведь у нас — лю­бовь!..»

С. Денисенко

«Вечерний Омск»,1 февраля 1996 г.