Евгений Точилов: «Конфликт — это своеобразная искра»
Обычно актёры вспоминают, как почувствовали своё призвание ещё в детстве, как буквально со школьной скамьи мечтали о театре, и с тех пор вся жизнь их была упорным восхождением к сцене. Артист Драматического Лицейского театра Евгений Точилов — редкое исключение. По образованию он преподаватель физики. Профессиональным актёром стал неожиданно. Просто пришёл как-то раз в театр за компанию с другом. И остался всерьёз и надолго…
Первой постановкой, в которой он играл, был спектакль «Скифы». Потом была яркая заметная роль «парня с соседнего двора» в сентиментальном фарсе «Комок», благодаря которой молодого талантливого актёра узнал и полюбил зритель. А теперь без Точилова не обходится ни один спектакль в Лицейском… Есть в творческом багаже «лицеиста» и высокие награды: актёр неоднократно становился лауреатом и дипломантом областного ежегодного конкурса-фестиваля «Лучшая театральная работа» в разных номинациях, а в 2012 году получил премию имени народного артиста СССР А.И. Щёголева «Лучшая мужская роль» (за роль Маскариля в спектакле «Шалый»). В 2009 году актёр, блестяще воплотив в «Альпийской балладе» героический образ Ивана, покорил европейскую сцену…
1 июня Евгению Точилову исполнилось 35 лет. Юбилей артиста совпал с 15-летием профессиональной творческой деятельности. По этому случаю в стенах родного Лицейского театра актёр отметил свой первый в жизни бенефис. Это был тёплый, дружеский приём с огромным количеством искромётных, фонтанирующих юмором, поздравлений. И честный разговор по душам. О театре. О себе. О зрителе.
35-летие, конечно, не такая уж почтенная дата, но всё же… Ощущаете вы свой возраст? Чувствуете, что с годами что-то поменялось вокруг?
Конечно, ощущаю. Когда я пришёл в Лицейский театр, был самым младшим в труппе, теперь я самый старый актёр театра. Есть такая роскошь в Лицейском — в 35 лет можно стать самым старым актёром. Тут уже, конечно, и отношение к тебе другое, и ответственность. Постоянно замечаешь, что на тебя смотрят. Твоё поведение, хочешь этого или нет, становится примером для молодых актёров, которые каждое движение ловят… Когда я обнаружил это внимание, первое время оно меня очень напрягало. Хотелось уйти куда-то, сказать, мол, что вы на меня смотрите?.. Потом понял: от внимания никуда не денешься. Коль стал старым актёром, обязан давать что-то молодым. Они должны смотреть на тебя, учиться. Как их научишь, такие вокруг тебя партнёры и будут. Твоё отношение к театру они принимают для себя за точку отсчёта и начинают от неё двигаться дальше.
Вообще с самого детства у меня было очень много увлечений: лыжи, хоккей, танцы, бокс, борьба, самбо… Но потом, когда проходил первый запал, я остывал: сначала одну тренировку пропускал, потом — вторую, третью… Театр — это первое увлечение, с которым я не расстаюсь вот уже 15 лет. Он надоесть не может никогда, потому что всё время разный: каждый раз открываешь его с совершенно иной стороны. И знаешь, что впереди будет ещё что-то новое. Театр — это жизнь.
Что вы считаете своим личным самым большим достижением в актёрской профессии, которым гордитесь?
Я бы не стал выделять какую-то работу. Моей гордостью является другое — терпение. Со стороны кажется, что актёрская профессия — это очень ярко, красиво. Но когда начинаешь работать, оказывается, что внутри много подводных камней. Ты постоянно должен перешагивать через самого себя. Если, к примеру, играешь отрицательного героя и в жизни так, как он, никогда бы не поступил, то чтобы сыграть этот персонаж, должен внутренне оправдать его, сделать его поступок своим. Если работаешь с партнёршей, должен влюбиться. Неважно, какая она. Нужно найти в ней то, что тебе понравится. А когда всё закончится — «разлюбить»… Когда делаешь всё это по-настоящему, психологически очень тяжело. Потому что это начинает переноситься в жизнь… Иногда бывают моменты, когда думаешь: зачем мне всё это надо? зачем я себе психику порчу? Тем более, сейчас система Станиславского в театрах не особо принята. Сейчас нужен эпатаж, гротеск. Внутренняя актёрская работа, проживание на второй план отходят… В такие моменты, когда хочется всё бросить, терпение выручает. Думаешь, ладно, посмотрим, что будет дальше, потерплю ещё чуть-чуть… А дальше находится какое-то решение. Сложный период проходит, открывается новое дыхание… Поэтому считаю, что в актёрской профессии терпение — одно из сильнейших качеств.
Знакомо ли вам такое понятие, как творческий кризис?
Творческий кризис, думаю, бывает у всех актёров. Периодически он проявляется и у меня. Бывает, работая над спектаклем, начинаешь использовать уже проверенные ходы. Но к каждому спектаклю, к каждому персонажу нужно найти свой ключ. Поэтому, когда начинаешь применять прежние наработки, рано или поздно вступаешь в конфликт с материалом, с режиссёром… Конфликт — это своеобразная искра. Начинаешь работать, а у тебя либо получается и начинает рождаться живая материя — то, что, собственно, и называется спектаклем, либо не получается: вроде делаешь то же самое, что на прошлом спектакле, а люди не смеются, вроде работаешь, выкладываешься, а энергетической отдачи нет никакой… В тот промежуток, когда не получается, начинается спад. Думаешь: я не актер, зачем я выбрал эту профессию?.. В разных спектаклях проходишь этот период по-разному: где-то — полегче, где-то — со слезами, с сумасшествием. Но он всегда присутствует. Без творческого кризиса не было бы ни взлётов, ни откровения. Есть, может быть, гениальные актёры, которые точно знают, как нужно делать, сразу идут по начерченной линии и добиваются результата. У меня так не получается. Я не знаю, откуда будет открытие образа. Для меня он всегда неожиданно открывается…
Бывает, что устаете играть одну и ту же роль?
Мне повезло — я ведущий актёр, ролей у меня много и они разные. И потом — спектакль всегда живёт. У него есть первоцвет, есть стадия, когда он прочно становится на ноги, есть стадия, когда стареет или когда приходят новые актёры. Он всегда меняется… Но бывают моменты, когда ты теряешь нить спектакля. У меня было такое в спектакле «Ревнивая к себе самой». Мы репетировали с актёром, который работает сейчас в другом театре: он — главный герой, а я — слуга. Хороший тандемчик, зал просто лежал от хохота. Потом актёр уехал, и на его место пришёл совсем молодой мальчик, который был зажатым, его ещё многому учить нужно было. Спектакль сразу многое потерял. Основная действующая линия свалилась на меня. Я держал всё действие на себе. Но через какое-то время спектакль вдруг перестал быть смешным. Я начал уставать, не чувствовал никакой отдачи. И не мог понять, в чём дело, до той поры, пока не увидел спектакль на записи: мы работали с этим актёром как два главных героя, не было никакого взаимодействия. Потом я осознал, что парень-то вырос, у него появилась уверенность на сцене. После этого стало интересно играть, и спектакль моментально задышал… Когда зритель отдаёт тебе энергию, играть всегда интересно. Как только ты где-то что-то упустил, играть тяжело, даже если это премьера. Самый жёсткий спектакль, когда зритель не отдаёт энергию. Выходишь на поклон — и тишина. Домой идёшь, как тряпка, выжатый.
Кто из актёров, режиссёров является для вас ориентиром в творческой профессии? Можете назвать того, кто повлиял на вас?
На моё становление очень сильно повлиял Вадим Станиславович Решетников, первый учитель. Очень много в моей актёрской профессии дал Сергей Родионович Тимофеев. Причём, я считаю, повезло, что так сложилась моя актёрская судьба, что сначала моим режиссёром был Решетников, а потом Тимофеев. Решетников всё очень сильно и жёстко застраивал, выжимал из тебя, выстраивал каждое движение в жёсткий рисунок. Потом в этом рисунке ты начинал оттаивать, чувствовать свободу, постепенно вырастать в нём и делать его своим. А Тимофеев даёт полную свободу. Он будет много тебе рассказывать и ждать, пока сам не натолкнёшься на образ, пока он не вырастет в тебе без всякой застройки. Это две разные школы. Если они правильно стыкуются, то очень ценны с точки зрения образования, обучения… Из актёров, которые на меня повлияли, я безумно обожаю Евгения Павловича Леонова. Есть люди, которые могут чему-то научиться, а есть люди, одарённые от Бога. Я смотрю на него в кино и не могу понять, как он работает. Он всё делает по-настоящему. Это тот талант, которому я белой завистью завидую. Есть такой человек и в нашей Драме. Это Валерия Ивановна Прокоп. Для меня — верх магии, когда видишь, о чём думает человек. Тогда взгляд оторвать не можешь. Как этого достичь, как до этого уровня подняться, я не знаю.
Что такое, на ваш взгляд, удачная актёрская судьба?
Наверное, во все времена она разная. Но в наше время — это умение сохранить некий баланс: по-настоящему жить в творчестве и не остаться с голым задом. У нас, актёров, нет такой социальной защиты и гарантии, что при выходе на пенсию тебя не сдадут в геронто-логический центр и не забудут. Актёр обязан думать, что будет дальше. Было время, когда была романтика: вся жизнь — на алтарь искусства. А сейчас, пока работаешь — ты работаешь. Как говорят в Москве, пока медийное лицо, пока на тебя ходят — ты можешь существовать. Отошёл — моментально забывают. Это несправедливо, неправильно. Но таковы жёсткие законы бизнеса. Поэтому о себе думать нужно самому. На старость откладывать. Или параллельно преподавать. Имея актёрскую профессию, ты всегда должен иметь запасной вариант, чтоб в случае необходимости была возможность уйти в другую профессию…
Хотя, возможно, актёр должен отказаться от всего, от семьи, от нормального существования, вести отшельнический образ жизни. Экспериментировать, психологические опыты ставить, чтобы потом начиналась какая-то запредельная магия. Может быть, и так… Актёрство — это ведь аптека для человеческих душ. Люди должны приходить и получать от живой жизни на сцене эмоции: смеяться, плакать… Когда мы играем «Гарнир по-французски», люди выходят со спектакля, вытирая слезы от смеха, и говорят «спасибо». Жизнь тяжёлая, людям хочется посмеяться, отдохнуть, уйти от проблем, сбросить энергетику отрицательную. А ещё есть в нашем театре спектакль «Прекрасное далёко». После этого спектакля одна женщина часа три плакала на лавочке возле театра. Видимо, из неё «вышибло какую-то пробку». Что ещё в мире по силе воздействия может делать такие вещи, как актёрство, театр? Поэтому театры нужны и актёры нужны. И они должны иметь пенсии и право на достойное существование. Неправильно, когда людей выкидывают.
Какие вещи несовместимы со сценой?
На сцене я не приемлю равнодушие. Когда человек приходит на сцену, как на работу. Когда человеку становится неинтересно, но он работает из-за денег, либо из-за места, либо из-за того, что в жизни менять что-то поздно. Хуже этого я не видел. Начинается злоба на партнёров. Это чёрная яма, чёрная дыра, которая засасывает. Это пример несчастливой актёрской судьбы. Если человек выбрал актёрскую профессию, но не угадал, это самое ужасное. Лучше уж всё бросить.
Актёр — человек публичный. Случалось ли, что интерес к вашей персоне был вам неприятен?
Я живу в провинциальном городе, и у нас человек публичный — это совсем не так, как в Москве, через меру. За мной папарацци не следят, не фотографируют, и моя публичность заканчивается, как только я отъехал от театра метров на 30 — 50. У меня в жизни было немного случаев, когда меня узнавали. Один раз мы с друзьями отдыхали в «Маяковском», подошла женщина и спросила: «Это вы служите в Лицейском?». Мне понравилось слово «служите», потому что актёрство — это всё же служение. То, что люди так относятся к тому, что ты для них делаешь, очень мощная подпитка. Приятно осознавать, что энергетика, которой ты держишь зал, остаётся, и люди помнят об этом долго.
Ходите ли вы в другие театры? Какие из последних увиденных вами спектаклей можете отметить?
Я давно уже не был в других театрах. Не потому, что не хочу, а потому, что наши спектакли совпадают. У меня большая занятость: порядка 18 спектаклей в месяц. Когда появляется свободное время, оказываюсь перед выбором: либо сходить на спектакль, либо посидеть дома с женой и с ребёнком. Когда получается вырваться, хожу не на спектакли, а на актёров: на Валерию Прокоп, на Влада Пузырникова. Сама история, которую они играют, из головы вылетает очень быстро, я смотрю, как они играют, впитываю их мастерство. Влад, например, по своей яркости в Москве был бы одним из самых знаменитых комедийных актеров: он способен очень быстро переключаться со своей мимикой, пластикой… У нас много талантливых актёров. Удивлён, почему в Омске до сих пор нет киностудии. С такими актёрами, как в Омске, кино снимать можно. В 2010 году мы с Максимом Дьячуком сняли фильм «Три дня войны». Сняли абсолютно без денег, за два дня, на голом энтузиазме. Понятно, что сценарий хромал, что были недоработки… Но если бы на этот фильм выделили несколько миллионов и полгода на съёмочный процесс, это был бы шикарный фильм.
Какие спектакли интересны современному зрителю?
Это вопрос, на который, если ответишь, то, наверное, будешь самым успешным режиссёром. Мне кажется, жизнь сильно поменяла свой темп. Сейчас кино очень динамичное, оно не отпускает зрителя. Но зачастую в ущерб линии драматической. Смотришь фильм — всё ярко, интересно, прекрасные спецэффекты, графика, комедийная линия, а про что фильм — не знаешь. Выходишь из кинозала с ощущением пустоты, что тебя немного обманули. Эту проблему способен решать театр. По классическим меркам он уже не может существовать: с мхатовскими паузами и т.д. Он должен стать более динамичным, современным, но содержать настоящую жизнь на сцене, чтоб не потерялась душа.
Если бы вы были режиссёром, о чём бы вы ставили спектакль?
О жизни. О том, что происходит в наше время. В театре люди должны узнавать себя, театр должен помогать людям. В своё время это хорошо делал Шукшин. Современность — это не перформанс. Перформанс — это всего лишь определённая краска, форма, способ. Может, в этом моя недоразвитость проявляется, но меня это не трогает. Говорить нужно про то, что наболело у людей.
Говорят, актёры — народ суеверный. Склонны ли к суевериям вы?
Я бы так не сказал. Но, когда во время репетиции текст пьесы падает, поднимаю и сажусь на него. Так все делают.
С чем связана самая большая радость в вашей жизни?
С рождением сына. Когда родилась дочь, я был ещё пацан 24-25 лет. Поэтому она мне, скорее, как друг. Сейчас мне 35 лет, ей — 12. Я её безумно люблю. Но она уже почти взрослый человек. А для сына я сейчас — весь мир. Это настоящее счастье.
Вы хотели бы, чтобы ваши дети были актёрами?
Выбирать актёрскую профессию очень опасно. Это игра в русскую рулетку. Пока обучаешься актёрскому мастерству, теряешь золотые годы, не приобретаешь никакую профессию. А если вдруг тебе разонравилось?.. Если дети выберут актёрскую стезю, я буду настаивать, чтобы было параллельное образование, чтоб сначала была профессия приземлённая, а потом уже — пожалуйста, актёрская.
Есть ли у вас какие-то осознанные, прочувствованные истины, которые вам хотелось бы передать своим детям?
Набор истин знал в 18 лет. Потом складывались такие жизненные ситуации, когда я был не совсем хорошим, делал не совсем правильные поступки, за которые стыдно всю жизнь. Я бы посоветовал своим детям относиться к себе с любовью. Не с эгоизмом, а именно с любовью. Когда себя не любишь, то всё вокруг будешь оценивать с отрицательной точки зрения. Это неправильно. Мы все имеем право на своё счастье, на свою любовь… А ещё я посоветовал бы им относиться с любовью и пониманием к окружающим. Наши миры всё время пересекаются, и ты невольно можешь сделать человеку больно. Нужно быть внимательным к людям, стараться никого не поранить. А чтобы не поранить — надо любить.
Беседу вела Наталья Елизарова
«Омск театральный», №37 (59) / октябрь 2014 г.