• Russian
  • English

Ощущение Бороды


Спектакль - обладатель Гран При VIII Межрегионального фестиваля «Неделя экспериментального театра» (г. Омск, 2014 г.). Кроме того, на этом фестивале артисты Юрий Щадукин и Георгий Охотницкий получили диплом за «Лучший актёрский дуэт», а Вячеслав Ерёмин – за «Лучшую актёрскую работу». Спектакль получил диплом «За талантливое сценическое воплощение современной драматургии» на X Международном фестивале «Молодые театры России» (г. Омск, 2015 .)

 

В небольшую деревушку приезжает в гости к своим московским знакомым, купившим в этом захолустье дом, молодая столичная девушка.  Мода эта существует давно: городская творческая интеллигенция всегда стремилась приобрести дачу где-нибудь в Подмосковье, чтобы напитываться там здоровой аурой, свежим воздухом и натуральным парным молоком.

 

Деревня, в которую прибыла наша героиня, весьма симпатична: по-русски колоритна и не в меру хлебосольна. А что пожар горит - никто не тушит, председатели мрут - никто не волнуется, да еще звуки странные с болот доносятся, так то никого, кроме приезжих, и не удивляет…

 

Разворачивающаяся перед нами история - в каком-то смысле приключенческая, местами, пожалуй, детективная. Кое-где жутковатая, может быть, даже мистическая… Но как все будет и чем закончится - не спрашивайте! Приходите - сами увидите! Скучно точно не будет!

 

Режиссёр:

Что это значит вообще: «Скучно не будет!»? Во-первых, всегда найдется кто-то, кому будет скучно. А во-вторых, я под этим не подпишусь, потому что это  не имеет никакого отношения к тому, что я хотел поставить!! Я точно не ставил никакой «приключенческой, местами детективной истории»!  Я пытался передать зрителю свои ощущения… Вернее, нет, я хотел сравнить свои ощущения с ощущениями человека, который будет сидеть в зале. И спросить его (того человека, который будет сидеть в зале), понимает ли он, что это такое Ощущение Времени, так быстро уходящего и неповторяющегося? Ощущение Мира, в котором вдруг посреди знакомого и даже надоевшего уже до оскомины порядка происходит ЧТО-ТО такое, чему нет и не может быть объяснения? И как он понимает, в конце концов, это самое Ощущение Бороды?  Так что я не приглашаю на свой спектакль зрителей, мечтающих тут развлечься. В цирк, господа, в цирк!

 

Администрация:

И все же администрация театра, уважая мнение режиссера, имеет право с ним не согласиться. Ощущения ощущениями, но зритель для нас важнее! Так что, друзья, ждем на премьеру спектакля «Ощущение Бороды»!

 

Режиссёр:

У меня такое ощущение… (текст удален)


Постановщики:

Режиссёр и художник-постановщик - Евгений Бабаш
Художники-декораторы - Ольга Дагаева, Яна Енина
Балетмейстер - Ирина Горе
Звукорежиссёр - Андрей Сергеичев
Художник по свету - Михаил Астафуров
Гримёр-постижёр - Вера Суровкина


Действующие лица и исполнители:


Продолжительность:

1 ч. 50 мин.

Дата премьеры:

01.03.2014

 




Комментарии 

 
#3 Четверикова Мария 2016-02-05 17:10 «Заметки вредного зрителя»
или отзыв на спектакль «Ощущение бороды»

Я не люблю театр. То есть тот современный театр, который знаю. Слишком часто попадала на спектакли, в которых чувствовалось пренебрежение к зрителю, стремление его шокировать обыгрыванием людских пороков и психической патологии, балансированием, часто не удающимся, на грани фола. Поэтому я уходила после первого действия или отказывалась от походов в театр в пользу посещения симфонического концерта, выставки или вечера с книгой. Конечно, суровым критиком меня назвать нельзя, ибо критик всё же разбирается в предмете, о котором говорит… Я же, скорее, суровый зритель, которого много раз разочаровывал театр.
Представьте себе человека, который идёт в театр с почти железной уверенностью в том, что в очередной раз пожалеет о потраченном зря вечере. Так вот: этот отзыв свидетельство того, что я не пожалела о встрече с театром, а именно с Драматическим лицейским театром, которая произошла у нас с ним на спектакле «Ощущение бороды».
Захоти я – не смогла бы пересказать сюжетную линию спектакля: по всем моим ощущениям на событийном уровне рассказанная история – соц-арт и постмодернизм. А если одним словом, то (прошу прощения за сленг!) – «борода»…
Но рассказать мне хочется совсем о другом. Ведь в названии спектакля есть ещё одно важное слово – «ощущение».
Для меня спектакль состоял из двух частей. Первую часть я условно назвала для себя «Ощущение жизни»: густо замешенные эмоции, ироничность, непосредственность и естественность - до чудачества - героев, почти детские переживания восторженного страха перед загадочностью, мощью и неукротимостью мира… Да, в этой первой части в качестве одного из эпизодов присутствует реальный буйный танец героев, празднующих завершение общего дела. Но вся эта первая часть сама по себе является метафорическим, хаотичным, где-то даже архаичным танцем жизни! Она погружает и героиню, городскую девушку, приехавшую эмоционально выхолощенной из столицы в «дикий край», и зрителя в удивительно энергичное, радостное состояние, открывает какие-то забытые под напором социального давления и логического мышления шлюзы, из которых начинает толчками выхлёстываться восторженная сила чистого переживания…
Но есть и вторая часть. И эта часть началась для меня не после антракта, а в тот момент, когда та самая приезжая из столицы студентка, уезжая, даёт «сельскому поэту» свои координаты и «надежду на Москву», тем самым возвращаясь в состояние закрепощенности, обесценивая открывшийся ей мир и запуская страшный процесс человеческой ломки… Во второй части я тоже увидела два танца: жуткий разрушающий танец героев и безумный и неестественный танец гибели живого – человека, чувства, мира. Не смерти, а именно гибели: смерть всё же часть жизни, а гибель – нечто трагичное, противоречащее жизни, происходящее от грубого вмешательства… Во второй части спектакля изматывающее напряжение зрителю позволяли сбросить смехом – ироничность оставалась. Но я смеяться не могла: это было «Ощущение гибели».
Финал спектакля можно, наверное, нагрузить разным смыслом: от «только безумные сохраняют разум» до «познавший свет - безумен»… Здесь каждый поймёт своё. Но мне хочется сказать лишь об ощущении от финала: настоящая жизнь может страдать и даже гибнуть какою-то своей частью под напором инородного и холодного, но так она сильна, так первозданна, что не погибнет, не исчезнет полностью. В этом – надежда.
Я не люблю театр. То есть современный театр как феномен. И это не могло измениться от просмотра одного спектакля. Но я люблю жизнь, люблю испытывать эмоции, переживать и сопереживать, чувствовать свою сопричастность, находить выходы к своему естеству и к настоящему, невыхолощенному миру. И потому для меня спектакль «Ощущение бороды» Драматического лицейского театра – событие. И надежда на театр, который – искусство, меняющее и оживляющее человека.
Цитировать
 
 
#2 Дмитрий .Л 2014-03-01 17:28 Пожалуй из всех спектаклей которые ставят в этом театре, ''Ощущение бороды,,во мне лично вызвал наиболее яркие эмоции!Спасибо режиссеру!Я доволен! Цитировать
 
 
#1 Александр 2014-02-28 13:22 Добрый день, дорогие друзья!
Вчера посмотрел ваш спектакль «Ощущение бороды». Невольно всплыли в памяти слова Ф. Ницше, которые цитировал А. Джигарханян в одном из интервью: «Театр необходим для того, что бы не умереть от истины».Так уж получилось, что не благодаря карме, а как раз вопреки ей, моя жизнь в ее настоящем воплощении целиком и полностью посвящена поиску даже не истины, а пути к ней. Того прямого отрезка, в конце которого возникнет ощущение дома.
Я не собираюсь тратить энергию на переубеждение кого либо в том, что то болото, в котором мы сидим по уши, не есть наш дом, не есть наше истинное состояние. Я просто иду и мне не нужны посредники между истиной и мной, пусть даже я буду для окружающих сумасшедшим.
Позавчера в фойе вашего театра стал невольным свидетелем ответа одной зрительницы на вопрос, понравился ли спектакль? Она ответила: «Надо еще раз посмотреть и вообще надо думать». Эти слова и послужили для меня безоговорочным основанием посмотреть спектакль, хотя я никогда не любил театр и считал его пародией на самого себя. Если люди в окружающей жизни ничего не видят, то что они могут увидеть в театре? Театр был и остается пространством некоторой «светской» тусовки, методом деления и утверждения всех и каждого в социальных позициях, в позициях самолюбования, снобизма или самобичевания; пространством, где можно приблизиться к нужным персонам, показать свой наряд, оценить другого, и самое главное показать свою «принадлежность» к искусству, как возможности частично реабилитировать себя - грешника. Главный недостаток сегодняшнего театра в том, что он напрочь лишен образного мышления, а ведь это его главная функция- изменение мироощущения людей через образы.
Но ваш театр сыграл огромную роль в моем поиске пути к истине и очень существенно продвинул меня и приблизил к тому повороту, который и выводит на прямой отрезок. (Почему, это отдельная тема.) Вот уже на протяжении трех лет ваш театр подает мне определенные знаки и если я не теряю внимания, то я невольно осознаю то, что мне подсказывает именно ваш театр.
Особо хочу подчеркнуть, что я принципиально не желаю читать авторской пьесы, по которой поставлен спектакль. Как сказал другой немецкий философ А. Шопенгауэр, «Если не хочешь испортить впечатление о картине, не знакомься с художником». Мне дороги те истинные чувства, которые вдруг пробудились во время спектакля, и не важно, адекватно ли я понимаю то, что хотел сказать автор.
Ощущение бороды! Борода, которая всегда признавалась символом мужественности, мудрости, зрелости. Борода, это мужское начало, которое должно соединиться с женским началом, чтобы обрести целостность, но какую? На этот вопрос, как и на многие другие каждый должен ответить сам.
Сегодня происходит подмена ценностей- женщины становятся мужичками, а мужики обабливаются.
В музыке семь нот основного звукоряда, в живописи семь основных цветов, в славянском мировоззрении семь богов, которые дарят нам палитру чувств и осознания себя как формы, в которой хранятся огромные космические потенции к освобождению от рабства. Именно славянская культура дает нам возможность вспомнить себя истинным на основе Родовой памяти. Как это сделать? Надо ли это делать? Для меня вопросы риторические и я нашел этому подтверждение на вашем спектакле. Мы обречены рождаться в этом отраженном мире до тех пор, пока не обретем высокого звания –Человек, а значит будет болото, нереализованные таланты, зарезанные председатели, агрессия, насилие. Нам как воздух нужны те , кто с отрубленной головой не теряет своего Отечества, своего разума (не ума, это другое). Именно они есть те верстовые столбы, которые подтверждают правильность выбранного пути.
Состояние полета заложено в каждом человеке, не только в Юрке (Гагарине). Это состояние и должен культивировать театр и тогда появиться другой формат, в нутрии которого проявится сам предмет культуры. Сегодня этого предмета нет. В спектакле показаны уникальные возможности ощутить присутствие разных реальностей, увидеть насколько они сплетены и насколько труден путь к себе истинному. Надо просто верить и не сваливаться в болото, а это возможно только при условии обращение к себе как центру вселенной. Главный помощник в этом -театр.
В пространстве игры есть фрагментарное прикосновение к фольклору, как таковому, через вокал. Грамотно выстроенные голоса, звучание создает ощущение тайны, из глубины веков слышен глас истины, но этого нет в современной деревне скажет любой обыватель, нет даже среди старшего поколения. В чем интрига? Тут же слышен диссонанс в звучании мужского голоса. Возможно, что это режиссерский ход или просто банальное отсутствие музыкального слуха у актера. Много других противоречий и осознанных сопоставлений, которые и призывают к мысли. Необходима широкая дискуссия по этому поводу, которая тоже может стать инструментом профессионального роста актеров.
После спектакля, ближе к полуночи передо мной как мистическое явление всплывает передача по телевидению «Революция в культуре», которую ведет Николай Швыдкой. Вся передача была посвящена именно вашему спектаклю. (мое субъективное видение.) Дискуссия была направлена на рассмотрение вопросов правды и не правды в искусстве. Хочу поделиться с вами некоторыми яркими примерами из передачи. Рассуждая о правде в искусстве, один из героев передачи, руководитель театра говорит: «Если художник рисует с натуры яйцо и передает его реалистичность это пересказывание мира. Если он смотрит на яйцо и рисует взлетающую курицу, эта правда. А если он смотрит на яблоко, а рисует курицу- это не правда.» Тут же приводятся слова Андрея Тарковского: «Натурализм- отец поэзии». Далее один из героев передачи, руководитель театра, рассказывает ситуацию из своей жизни, как он сходил на спектакль, а его учитель театрал, старик, не выходящий из дома и плохо видящий спрашивает:
- Ну расскажи, о чем спектакль?
- Да ни о чем, так ерунда.
- Но ведь что-то происходило?
- Да не чего не происходило.
- Ты что, совсем ничего не увидел?
- Ничего, хотя была маленькая деталь, на сцене шел настоящий дождь.
Учитель сказал, что это признак отсутствия искусства.
Я не театральный критик, не имею морального права, что либо критиковать, просто передам свои внутренние ощущения от дождя на сцене. Вообще- то по сюжету никто не пришел на молебен в церковь по поводу дождя, дождь пошел благодаря другому обращению к вышним силам. ( не случайно священнослужитель без бороды). Это очень важная, золотая нить, которую нельзя было прервать, но лично во мне она прервалась с началом самого дождя. Первое- это состояние шока. Зрители стали переговариваться по поводу того, куда будет уходить вода, оказывается для этого выстроены в ряд тазы и ведра. Почему именно в ряд, понятно. Стал очевиден диссонанс между натурализмом и образом. Необходимо, на мой взгляд, найти в этом месте режиссерское решение по выстраиванию и сохранению образа дождя. Современные технические возможности это позволяют. Даже сами актеры отвлечены натурализмом, у них не было истинного проживания радости долгожданного дождя.
Маленькая деталь- жалейка. Но ведь она пластмассовая. Она по сути своей не может передать таинства. Дерево несет другую энергию, а пластик- это отраженный мир, искажающий истину. Подберите достойный инструмент, я приму участие в его оплате. Если хотите, я вам подарю рожек. Я это делаю не с позиции самоутверждения, а искренне сопереживаю вашему творчеству. В традиции дух материализовывался отцами, а сыны одухотворяли материю т.е осваивали, реконструировали традицию и сохраняли ее, проникая тем самым в дух традиции.
По окончанию спектакля у меня вдруг стали пробиваться слезы, и как я не боролся с этим явлением, окружающие увидели это и некоторые смутились в глубоком раздумье…???. Для меня же стало совсем очевидным то обстоятельство, что среди нас всех присутствовал человек с отрубленной головой, но не предавший своего Отечества. Именно твоя, Женя, режиссура позволила ему присутствовать среди нас, поскольку он долго ждал, когда у него появится такая возможность. Если ты этого не осознаешь, значит театр погибнет, а если осознаешь, то твое ЭГО ждет периодическая мучительная смерть на благо искусства. И чем чаще ты будешь умирать, как творец, тем ярче и многогранней будет театр, в котором ты живешь, тем солиднее и внушительней будет твоя борода. Будущее этого театра за тобой. Если ты просто будешь пересказывать мир (на что смотрю, про то пою) или театр разрушится, это тоже варианты одержать главную победу, победу над собой. Уверен, что тебе знакомо стихотворение Р.Киплинга, «Заповедь» (именно в переводе М.Лозинского). Уверен, что это хорошее пособие для воспитания в себе и в своих коллегах актерского мастерства. Посмотрите фильм «Золотой полоз». Можно эти два произведения обсудить за круглым столом.
Обращаюсь ко всем актерам и прошу не играть этот спектакль, а проживать его как последний день своей жизни, тогда и ощущения придут истинные. Набирайтесь мудрости, но оставайтесь детьми. Стариками вы станете, а вот детьми вряд ли. Успевайте, пока рядом с вами человек не мудрствующий, а живущий полной жизнью. Принимайте мнения критиков просто к сведению и слушайте свое сердце, а главный ваш критик, это зритель, по реакциям которого все видно как на ладони – кто руководствуется чувствами, кто умом, а кто разумом, а кто просто с аппетитом ест шоколадку.
О чем, собственно спектакль?
О спящем человечестве, вечно прибывающем в состоянии наваждения, иллюзий. О широких возможностях для пробуждения.

Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех,
Верь сам в себя наперекор вселенной,
И маловерным отпусти их грех…

Благодарю всех за подарок, имя которому- ЛЮБОВЬ!

28.02.2014. Алекс.
Цитировать
 

Powered by Sigsiu.NET RSS Feeds