• Russian
  • English
История
Создатель
  Пресса
Сотрудники
  Наши воспитанники
Наши выпускники



В одном оркестре

Пока не поздно, надо задуматься, какую скрипку ты играешь

 

Пьеса, написанная в 1959 году и повествующая о послевоенной Франции, актуальна и сегодня. Потому что есть те самые вечные ценности, о которых стоит помнить каждому.

 

В Лицейском театре премьера – блестяще поставленная пьеса Жана Ануя «Оркестр». По определению автора, это пьеса-концерт. Но поставившая в Лицейском эту пьесу режиссёр Виктория Каминская превратила действие в трагифарс.

 

История каждого

У каждого человека из этого маленького заштатного оркестрика, играющего в кафе какого-то курортного города, в жизни происходит трагедия. Пятеро женщин и двое мужчин: все они когда-то мечтали блистать на сцене, но вынуждены зарабатывать на кусок хлеба «кабацкой» музыкой.

 

Поначалу кажется, что они привыкли к такому положению вещей: обычные женщины, в перерыве между исполнениями обсуждающие типичные дамские вопросы – как готовить запеканку, вязать резинку для свитера или общаться с мужчинами, но в ходе спектакля обнажается драма каждой из них.

 

Проблемы оркестрантов - живые, злободневные, они были, есть и будут актуальны для каждого второго человека во все времена. Ну кто из нас не сталкивался с предательством? Кто из нас не ревновал до умопомрачения? Кто не думал об убийстве того, кто унижает тебя? Всё это – ярко, выпукло, гротескно представлено в пьесе Ануя и воплощено на сцене Лицейского.

 

По словам режиссёра, это не бытовая пьеса. Здесь собраны архетипические судьбы: мать-кукушка, сильная женщина, старая дева, которая живёт с матерью, и так далее.

 

«По большому счёту, это спектакль-предупреждение: вглядитесь в себя, не узнали ли? А если узнали, остановитесь вовремя», - продолжает режиссёр.

 

«В режиссёрском портфеле каждого из нас есть пьесы, которые мы мечтаем поставить, вынашиваем, как детей, - рассказала перед премьерой режиссёр Виктория Каминская. – Пьеса «Оркестр» как раз из такого моего портфеля. Я примерно год искала, где её можно поставить. И вот с Лицейским всё получилось».

 

Музыка танца

Практически равноценную со словами роль играет музыка, которую в пьесе исполняют актёры, а в Лицейском её… танцуют. И тут видно даже не взаимопонимание, а взаимопроникновение в замысел режиссёра Виктории Каминской и хореографа Ирины Горэ.

 

«Мы пошли от того, что чаще всего играется в ресторанах, - рассказывает режиссёр, - шансон из серии «А белый лебедь на пруду». То есть не Бетховен, Сен-Санс или Моцарт. Мы нашли такую сумасшедшую музыку, которая отражает идею, что это - полная противоположность тому, о чём мечтали участники оркестра. И вместе с хореографом мы придумывали такую драматургию танца, в которой были бы отражены и конфликты, и переживания героев».

 

Надо сказать, получилось просто великолепно. Танец в спектакле органичен, выражает характеры и сокровенные чувства всех участников оркестра и, увидев один раз «Оркестр» в такой постановке, уже как-то сложно представить его в другом исполнении. Хочется поздравить и труппу Лицейского театра, и всех нас, зрителей, с ещё одним отличным спектаклем, который наверняка станет притяжением для публики.

 

Ольга Коробова

«Аргументы и Факты в Омске», 14 июня 2017 г.